Советы родителям 06.10.2016

  1. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
  2. Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
  1. Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  2. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
  3. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, даже если он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах.

Из книги И.Н. Тимофеевой «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти»

Младенец еще не говорит, а мы уже показываем ему картинки в книге, побуждая называть слова. Но вот ваш ребёнок начинает овладевать активной речью, и у него появляется страстное желание говорить, только он не знает, о чем и как. Вот тут-то беседы о книгах — бальзам на его душу, потому что дают поводы для разговоров.

Но чтобы разговаривать о книге, ребёнку надо понимать ее смысл, что бывает не всегда и не сразу. Книги бывают разные. Многие не требуют никаких бесед: и так все ясно. В беседах по другим достаточно одного двух вопросов. Но есть произведения, требующие обстоятельного разговора.

Беседы о книгах с детьми от двух до пяти лет — это чтение с пояснениями, где главная цель — помочь воспринять содержание, осваивая язык. Дальше эта задача, конечно, сохраняется, но к ней прибавляется и другая — ребёнка побуждают выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А что больше всего понравилось? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется? и т. д.

Дети сильно «переживают книги», бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребёнка перемежались вашими впечатлениями. Непринуждённость и создаёт близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.

Беседы бывают двух видов: рекомендательные (до чтения) и беседы о прочитанном.

Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, писателях и художниках, об исторической эпохе и т. д.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления, через день, два. Впрочем, здесь нет твёрдых правил, и не исключено, что ребёнок сам захочет сразу поговорить о книге, взволновавшей его.

Дети любят делиться своими впечатлениями, только не превращайте беседу в экзамен: плохо, если они уловят ее проверочный характер. Разговаривайте так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удаётся, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать.

Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребёнка (о чем эта книга?), и стройте ее так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы — детский пересказ.

Внимательно слушая пересказ, вы можете осторожно направить внимание ребёнка на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность (меткую характеристику героя, изображение пейзажа, образное, поэтическое слово).

Вообще надо сказать, что маленькому читателю должен быть доступен главный смысл произведения. Что касается частностей, иногда прекрасных, то они могут быть и не восприняты и объяснять их не надо. Люди потому и перечитывают книги, что каждый раз видят в них что-то новое, не замеченное прежде.

Проведение бесед требует чувства меры, иначе они могут вызвать скуку и разрушить впечатление. Поэтому в беседе избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.

Никогда в беседе не привязывайте к книге мораль, которая не вытекает из ее содержания. Не торопитесь формулировать ее нравственную идею в форме вывода, а постарайтесь усилить переживания от чтения. Тогда душевный опыт героя рассказа станет и опытом вашего ребёнка, чего не дает назидание, потому что всегда предполагает готовые выводы и решения (плохой мальчик, смотри, не поступай, как он), не побуждает к размышлениям и сопереживанию.

В детстве сила сопереживания очень велика, потому что ребята ставят себя на место героя, будто всё, что в рассказе, происходит с ними. Именно поэтому этот возраст особенно благоприятен для начала развития у ребенка стремления сопоставлять себя с литературными персонажами. Для этого в беседах, когда это уместно, желательны прямые обращения к жизни ребёнка.

Произведения, пережитые ребёнком, становятся его душевным опытом, который при случае полезно вспоминать.

С годами стремление анализировать свои поступки с помощью книг укрепится и перейдёт в драгоценную привычку: читая, размышлять о себе и людях, что особенно важно для подростков, когда возрастёт интерес к своей личности, к своему месту в мире, а потому и к книгам, способствующим самопознанию и самоусовершенствованию.

 

регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с яркими иллюстрациями;
 
использовать каждую свободную минутку для общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;
 
читать книги, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров, сказки, приключения;
 
разрешать ребенку свободно пользоваться карандашами, красками, пластилином;
 
записывать истории, которые Ваш малыш будет рассказывать, сочинять их вместе с ним, делать маленькие книжки, авторами которых будете Вы и Ваш ребенок;
 
устраивать своему ребенку походы в цирк, театр, зоопарк и т.д. Обязательно обменивайтесь с ним своими впечатлениями;
 
создать в семье доброжелательную обстановку ко всем творческим начинаниям Вашего ребенка;
 
всегда иметь дома достаточно "материала" для чтения;
 
подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы;
 
отвечая на вопросы малыша, делайте ссылку на прочитанное, чтобы показать ему, что книга — источник знаний;
 
познакомьте малыша с библиотекой задолго до школы;
 
берите его время от времени с собой в библиотеку, чтобы он видел огромное количество книг, мог брать их с полки и рассматривать, выбрать несколько книг домой;
 
сделайте чтение приятным времяпрепровождением;
 
дарите ребенку книги.
 
Желаем удачи!

1. Чтение делает взгляд острее.

Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.

2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье.

Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!

3. Чтение положительно влияет на окружающую среду.

Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.

4. Чтение научит вас общаться.

Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.

5. Чтение помогает приятно проводить свободное время.

Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

6. Чтение дарует спокойствие.

Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.

7. Чтение выгодно для вашего кошелька.

Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. (Есть одно «но»: составляйте списки пожеланий, иначе придётся довольствоваться одними только бестселлерами). А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.

8. Чтение помогает сконцентрироваться.

Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.

9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре.

Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.

10. Чтение полезно для родителей.

Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.

1. То, что вы узнали в детстве, останется с вами навсегда.

Не бывает слишком маленьких детей для того, чтобы читать им сказки и стихи. Раннее знакомство с книгами – лучший способ на всю жизнь привить ребёнку любовь к чтению.

2. Дети и взрослые живут в одном и том же мире.

Дети хотят, как можно быстрее вырасти, поэтому им интересна жизнь взрослых. Так давайте холить и лелеять детей, но при этом не стоит их прятать под стеклянный колпак.

3. Мы учимся у людей, которыми восхищаемся.

Дети восхищаются своими родителями и учителями. Если взрослые говорят о книгах с любовью и увлечением, дети обязательно последуют их примеру.

4. Не существует такого понятия, как средний ребёнок.

Одному ребёнку интересны атласы, а другой любит поэзию. Один – реалист, а другой – мечтатель. Вашим девизом должны стать слова: «Каждому ребёнку – нужная книга в нужное время».

5. Искусство соблазнения.

Когда вы хотите завоевать кого-нибудь, то должны быть готовы к тому, что придётся приложить немалые усилия. Поэтому прежде чем увлечь ребёнка чтением, нужно будет познакомить его с увлекательными историями и красивыми картинками, искусно напечатанными на хорошей бумаге. Но не пугайтесь: соблазнить ребёнка чтением не так уж сложно, ведь почти все дети, так же, как и большинство взрослых, просто обожают разные истории.

(Использованы материалы газеты «Библиотека в школе»)
(2009г., №19, с.32-34)