Профориентация

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни человека. Правильно выбрать профессию - значит выбрать свое место в жизни. Когда мы имеем возможность заниматься тем, чем нравится, мы живем с чувством удовлетворения и можем быть счастливы. Размышляя о профессиональном будущем, человек осуществляет мысленное движение от себя сегодняшнего к себе в будущем. Даже, если на сегодняшний день еще нет четкого представления о будущей профессии, то наблюдая за окружающим миром, за деятельностью людей, можно представить себя в будущем, перебрать в воображении различные варианты (в том числе и фантастические). Правильный выбор профессии позволит полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.

Цели должны быть: конкретными, реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д., ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.

При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

  • главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
  • цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
  • пути и средства достижения целей (знания и умения, опыт);
  • внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
  • внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
  • запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Если цель – выбор профессии в соответствии с возможностями и потребностями, необходимо задать себе следующие вопросы:

  • на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
  • каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
  • какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
  • какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
  • хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия:

  • Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
  • Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
  • В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

(из статьи Г. В. Резапкиной)


Нормативно-правовая документация по профориентации


Во второй декаде февраля 2017 г. НИУ ВШЭ провел большой День открытых дверей, на котором выступили: ректор НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминов, проректоры В.В.Башев и С.Ю. Рощин, директор по основным образовательным программам А. В.Коровко.

В данных выступлениях освещались вопросы:
- какие специалисты будут нужны в будущем и чем необходимо руководствоваться при выборе образовательной программы в вузе?
- как будет развиваться НИУ ВШЭ?
- какие новые образовательные программы будут открываться в НИУ ВШЭ?
- что ожидает абитуриентов во время приемной кампании 2017 года?
- каковы особенности учебного процесса в Вышке и другие.

Посмотреть видеозапись выступлений


Контакты:
Гнездилова Ольга Александровна
методист по профориентации учащихся
e-mail: o.gnezdilova@sch2095.com